Аугусто Боаль
Неутомимый мечтатель и новатор, изменивший представление о современном театре
онлайн-зин
Визитной карточкой Театра угнетенных стал форум-театр: в нем сцена — это место разрешения конфликтов, а зритель — главный герой с правом голоса.

Вместе с тем судьба Боаля полна невероятных событий и хитросплетений, в которых мы предлагаем вместе разобраться…


Аугусто Боаль — бразильский театральный режиссер, писатель и общественный деятель. Основоположник Театра угнетенных — такого театра, в котором зрители становятся драйвером социальных перемен.
Последуем за Боалем
16 марта 1931 года
Аугусто Боаль родился в Рио-де-Жанейро в семье португальского пекаря Хосе Боаля и домохозяйки Альберты Пинто.
1940-е года
Боаль с детства мечтал о театре, и лет с 10 начал задействовать двоюродных братьев и сестёр, а также животных в небольших домашних постановках.
медицину
химию
физику
физику
химию
медицину
1948 год
Однако его отец настоял на «хорошем» образовании, поэтому Боаль в возрасте 17 лет начал изучать…
…в Федеральном университете Рио-де-Жанейро, куда поступал вместе с возлюбленной Ренатой. Но девушка провалилась на вступительных экзаменах и навсегда исчезла из его жизни.


1952 год
Окончив бакалавриат, Боаль отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение химии.
Однако...
…не доехал до Нью-Йорка…
его не взяли на эту специальность…
поступил на другую специальность…
...в Школу драматического искусства в Колумбийском университете
Ему преподавал Джон Гасснер, учитель Теннесси Уильямса и Артура Миллера. Гасснер познакомил Боаля с методами Бертольта Брехта, Константина Станиславского и с различными экспериментальными театральными труппами Нью-Йорка.
«В Нью-Йорке я чувствовал себя потерянным. Первые несколько дней я смотрел вверх, как деревенский парень в большом городе, разинув рот на небоскребы. Нью-Йорк заставлял меня чувствовать себя клаустрофобом, даже в Центральном парке»
1955 год
Первые постановки Боаля в Нью-Йорке с непрофессиональными артистами. Тогда молодой режиссёр мыслил…
демократично
демократично
авторитарно
Боаль считал, что художник не должен творить, ориентируясь на публику.
1956 год
Отучившись в США…
…остался там работать
…вернулся в Бразилию
…поехал в Европу
«В июле 1955 года я вернулся в Рио-де-Жанейро. Самолет был полон, а я пуст»
Его пригласили работать в Театр Арена (Сан-Паулу). Тогда это было современное модное место с круглой сценой, где зрители видели не только то, что происходит на сцене, но и друг друга.
1950-е – 1960-е
Ставил классические пьесы, адаптируя их под бразильские реалии. Боаль обратил внимание, что среди зрителей были в основном представители одних и тех же социальных групп. Ходить в театр — это привилегия, а «обычному работяге» не так близок Гамлет.
Боаль начал работать в русле документального театра, предлагая публике истории «простых» людей. Однако эти спектакли смотрели все те же привилегированные горожане.
Боаль выезжал в другие города, поселки, на фермы и заводы. Артисты хорошо играли «народ». Однако в одной из деревень произошло важное событие — встреча с крестьянином Вергилио, который указал Боалю на то, что театр не имеет права к чему-то призывать. Там же Боаль познакомился со священником радикальных взглядов: «Ноги даны, чтобы ходить, а не стоять на коленях».
Надо говорить о проблемах народа, надо этот народ понять
Но как?
Надо выезжать за пределы мегаполиса
Надо, чтобы театр не отражал реальность, а менял её, боролся с несправедливостью
Боалю предстояло найти ответ на этот вопрос
Он искал другой тип театра и решил делать социальные мюзиклы: в них артисты пели о насущном, а зал подпевал. Надо добавить импровизации, разрушить иерархию на сцене и наладить взаимодействие с залом.
Тут и появился Джокер, пока как ведущий социального мюзикла. Подходы Боаля модернизировались, но этого мало: зритель все еще дистанцирован.
В стране назревал переворот, обстановка была накалена. Артисты выходили на сцену с пистолетами для самообороны. Деятельность Боаля считалась подрывной. Он начал практиковать Газетный театр в маленьких группах: актеры и не актеры работают с актуальными новостями через игру, пытаясь выявить и обострить социальные проблемы.
Надо дать зрителю возможность самому сделать свой спектакль
Невидимый театр
1971 год
Боаля похитили, пытали и потом выслали в Аргентину.
Чтобы продолжать заниматься театром безопасно, Боаль и его команда придумали…
Незаметный театр
Незаметный театр
Скрытый театр
Скрытый театр
Невидимый театр
Нужно влиять на реальность изнутри
Нужно, чтобы зрители стали активными соавторами и получили реальные инструменты для изменения реальности.
Все это время, начиная с той самой истории со стариком Вергилио, Боаль постепенно двигался к идее и технике форума.
В небольших группах, путешествуя в другие города и страны, Боаль делал шоу, в которых зрители могут говорить и влиять на ход спектакля.

Артисты разыгрывали сцены на основе реальных проблем, а зрители из зала предлагали менять что-то в поведении героев. Но это был еще не форум-театр.
В небольших группах, путешествуя в другие города и страны, Боаль делал шоу, в которых зрители могут говорить и влиять на ход спектакля.

Артисты разыгрывали сцены на основе реальных проблем, а зрители из зала предлагали менять что-то в поведении героев. Но это был еще не форум-театр.
…и она объяснила не словом, а действием.

В этот момент идея форум-театра сложилась в голове Боаля.
Однажды в зале оказалась женщина, которая активно предлагала изменение, но ни артисты, ни Боаль не понимали её. Тогда Боаль…
попросил её объяснить другими словами
прекратил спектакль
пригласил её на сцену
…и она объяснила не словом, а действием.

В этот момент идея форум-театра сложилась в голове Боаля.
Однажды в зале оказалась женщина, которая активно предлагала изменение, но ни артисты, ни Боаль не понимали её. Тогда Боаль…
попросил её объяснить другими словами
пригласил её на сцену
прекратил спектакль
Надо давать возможность не только говорить, но и действовать.
Боаль создал свою систему, написал несколько книг о ней. Учил и сам практиковал по всему миру, неустанно развивая свою методологию.
«Когда смотришь немного дальше того, что на поверхности, видишь угнетателей и угнетенных. В любом обществе, у любого народа, среди любой касты. Мы видим несправедливый и жестокий мир. Надо придумать иной. Мы знаем, что это возможно. Но мы должны построить этот иной мир собственными руками, выходя на сцену, на подмостках и в реальной жизни»
«Когда смотришь немного дальше того, что на поверхности, видишь угнетателей и угнетенных. В любом обществе, у любого народа, среди любой касты. Мы видим несправедливый и жестокий мир. Надо придумать иной. Мы знаем, что это возможно. Но мы должны построить этот иной мир собственными руками, выходя на сцену, на подмостках и в реальной жизни»
1986 год
Вернувшись наконец на родину, Боаль создал Центр Театра Угнетенных в Рио-де-Жанейро.

1992 год
Баллотировался в городской совет Рио-де-Жанейро и был избран.

Его цель была в том, чтобы с помощью театра решить проблемы, с которыми граждане могут столкнуться в своих сообществах, а также обсудить законы города с людьми на улицах.

«Мы все носим маски в обществе. В театре ты снимаешь маску и остаешься собой. Это большое преимущество театра, особенно театра угнетенных, в котором вы можете это сделать»
1986 год
Вернувшись наконец на родину, Боаль создал Центр Театра Угнетенных в Рио-де-Жанейро.

1992 год
Баллотировался в городской совет Рио-де-Жанейро и был избран.

Его цель была в том, чтобы с помощью театра решить проблемы, с которыми граждане могут столкнуться в своих сообществах, а также обсудить законы города с людьми на улицах.

«Мы все носим маски в обществе. В театре ты снимаешь маску и остаешься собой. Это большое преимущество театра, особенно театра угнетенных, в котором вы можете это сделать»
Из 40 предложенных им законов были одобрены…
Так Боаль инициировал Законодательный театр
…пока он занимал свой пост, и ещё 4 закона были утверждены после его ухода.
6
13
29
«Мы все актеры: Быть гражданином — это не жить в обществе, это изменить его»
2 мая 2009 года
Аугусто Боаль умер в возрасте 78 лет в Рио-де-Жанейро.

Его театральные методики остаются востребованными и известными во всем мире, его книги и интервью разлетаются на цитаты. Наследие Боаля продолжает жить.
«У меня есть только одна мечта. Это мечтать всю мою жизнь. Я хотел бы мечтать»