Сегодня есть места, где театр - живой и честный. Ищущий. Негромкий. Но именно там сегодня возникает смысл и становится понятно, зачем театр вообще нужен. Где публика - не случайна. Где возникает человеческая общность. Единение. И свобода. Где тебе легко, хотя спектакли могут быть трудными, тяжелыми. Их немного, этих мест. "Среда 21" Таня Лукьянова Татьяны Лукьяновой - одно из них.
Сегодня мы там посмотрели с Илюшей "Телемаха" Мурата Абулкатинова по пьесе Юна Фоссе. Очень сдержанный по режиссерским приемам (что не новость для Абулкатинова), умный и глубокий спектакль, рассчитанный на то, что ты в зале - думаешь, чувствуешь, сопереживаешь. Я для себя придумала термин "экологичный театр", то есть такой, где тобой не манипулируют, а оставляют пространство для домысливания, для возможности стать соавтором спектакля - настолько, насколько для тебя это сейчас возможно. Театр, действительно, в самой своей основе уважающий зрителя, видящий в нем равного, а не дойную корову, которая покупает билеты, или ту публику-дуру, на которую так много сейчас ставится.
Так вот, в "Телемахе", театре без роскошных декораций и нано-спец-эффектов, людей, пришедших в зал, уважают и ценят. И говорят с ними открыто, честно, рассказывая историю об опустошающем ожидании, о маяте и безвыходности, о депрессии, беспомощности и - вере в то, что он вернётся, отец, муж, вернётся все равно, хотя, наверное, давно уже умер. И все равно его ждут.
Лица почти без грима благодаря свету и камерному пространству выглядят как маски - или фрески. Диалоги обрывисты, но так наполнены актерами, что за ними, а особенно в паузах, во взглядах, в поворотах голов, в почти скульптурных позах действительно - жизнь. Со всей ее болью, дурью, отчаянием, надеждой, нелепостью.
Это театр про людей, обычных, беззащитных, слабых, хоть и зовут их Одиссеями и Телемахами, - и для людей, которым надоели лозунги, пафос, фальш. А хочется простого и ясного разговора с хорошими людьми.
Вот про это и "Телемах" Абулкатинова, и "Лес. Трактат" Александра Плотникова, который мы тоже там видели.
На "Капитал" пойдем в ноябре.
Потому что - да, это такой театр, это такое место, где хочется быть и куда хочется возвращаться, чтобы побыть среди своих.
Таня, спасибо, что сделала такой театр и что зовёшь к себе.
Екатерина Антонова, театральный критик